Menu

Культура Индии

 

Культура ИндииИсторически индийская литература подразделяется на два вида. Одни тексты сотворены божественными силами и именуются шрути. Считается, что это литература вечная и самосущая, существенного участия человека в ее создании не признается. Другие — смрити - созданы человеком.
Основное значение имеет, безусловно, шрути, а рукотворные произведения должны опираться на божественные сюжеты.
Первым «божественным» произведением стали Веды, записанные на санскрите. Ученые датируют их примерно XV—X вв. до н.э. Индусы же верят, что веды существуют от начала времен. Ведические тексты неизгладимо повлияли на мировоззрение, религию, социального уклад всего индийского народа. Целая эпоха в истории Индии называется ведической.
Позднее появились толкования мифов, ритуальные предписания — брахманы, а также философские комментарии к ведам, разъяснявшие и детализирующие их суть - араньяки..
Существуют также упанишады - поучения, передаваемые от учителя к ученику, раскрывающие философские воззрения о взаимодействии человека с высшими силами. Здесь встречаются суждения атмане, реинкарнации, карме, сансаре и освобождении от нее. Позднее эти понятия лягут в основу двух других религий Индии буддизма и джайнизма.
Два древнейших эпических произведения относятся к смрити - Рамаяна и Махабхарата.
В устной форме они существовали еще за пятьсот лет до нашей эры., а в писменной появились в IV в. н.э.
Одной из древнейших считается литература тамили - на дравидском языке. Ранние тексты, дошедшие до нас, датируются 1 в н.э. В Мадурае (нынешнем Тамил Наду) существовала поэтическая академия Сангам. Чтобы проверить на талантливость, произведения бросали в пруд Минакши с золотым лотосом, который существует и в наши дни. Самыми популярными тамильскими поэтами средневековья являются поэтесса Андаль и поэт Маниккавасахар, почитающийся как святой ( IX века), Секкилар (XI-XII вв.) и Таюманавар (XVII-XVIII вв.).
В гуптский период зарождается санскритская драма.Она отличается от древнегреческой отсутствием трагедии. На сцене невозможна смерть; а социальный статус персонажа определяется языком, на котором он говорит.
Выдающимися индийскими драматургами были Харша, Бхаса, Шудрака, Вишакхадатта, Бхавабхути, и Раджашекхара (9–10 вв.). Наиболее популярный жанр средневековой лирики – бхакти - воспевает преданное, эмоциональное служение Богу, живописует сцены эротических отношений Кришны и его возлюбленной, пастушки Радхи, олицетворяющие отношения между Богом и человеческой душой. Пользовались популярностью и поэты, писавшие на региональных языкахи: Чанд Бардаи (1126–1196), Видьяпати (Биддепоти) (1352–1448), Кабир (1440–1518), Сурдас (1478/79–1582/83), Мира Баи (1499–1547), Кешавдас (1555–1617), Бихириал (1603–1644/1665), Бхушан (1613–1715) и Гханананд (1689–1739).
 
Современная индийская литература литература исчисляется с XIX и первой половины XX века. В 1913 году Рабидранат Тагор, писавший на бенгальском языке, получил Нобелевскую премию по литературе.
Романы Чаттерджи (Бонкмчондро Чоттопадхай) способствовали становлению национального самосознания жителей Индии. Суппираманья Баради (1882–1921) положил начало новым направлениям в современной тамильской литературе. Бхаратенду Харишчандра (1850–1885) считается новатором и реформатором литературного языка, сумевшим приблизить его к разговорной речи. Премчанда (1880–1936) заложил основы критического реализма в литературе хинди и урду. Лакшминатх Безбаруа (1868–1938) основал современную ассамскую новеллу.

Все большую роль играет творчество литераторов-женщин:Сароджини Найду, Тору Дутти, Пандиты Рамабаи Сарасвати, Тарабаи Шинде и Ракаи Сахават Хоссайн. Отдельно отстоят авторы, пишуще на английском:.скандально известный Салман Рушди, известный философ и мистик Шри Ауробиндо, Рохинтон Мистри, Арундати Рой, Амитав Гхош.
 
       бхаратанатьямИндийские Танцы

Многие классические танцы исполнялись в храмах во время ритуальных церемоний. Традиционно танцовщицы пересказывают историю из индийского эпоса. Их движения представляют собой своеобразный язык, состоящий из большого набора жестов и поз, описанных в трактате Натьяшастра. Языком танцев образно выражается суть происходящего. Традиционнно различается семь классических танцев, возникших в разных регионах Индии: одисси, катхакали, монхиятом, бхаратнатьям, кучипуди, манипури, катхак.
 
Индийская музыка

Индийскую музыку условно можно разделить на три категории. Первая категория -классическая музыкальная традиция, которая является одной из древнейших в мире. Установлено, что в древнеиндийских принципах музыки были понятия о шестнадцати тысячах мелодий и триста шестьдесяти ритмических циклов. Вторая категория- народная музыка. Имеет ярко выраженные отличия от штата к штату, многие ее элементы используются в современном поп-культуре. Третья категория- современная музыка. Широкое распространена, преимущественно, в болливудских фильмах.
 
       Кино. Театр и киноПо количеству выпускаемых фильмов и продаваемых билетов индийская киноиндустрия - самая масштабная в мире. Фильм для индийца - это не просто досуг. Это то, чем живет каждый индийский житель независим от социального статуса и рода занятий. Индия – одна из редких стран, где национальное киноискусство вытесняет продукцию Голливуда.

Болливуд (аналог американского Голливуда) расположен в Бомбее. С момента появления в 1899 году и до сегодняшнего выпускает романтические и трагические мелодрамы, хорошо сдобренные песнями и танцами.
Киногероев цитируют, им подражают, помнят их судьбы. Индийцы знают наизусть многие песни. Известные артисты – настоящие небожители, о них много пишут, их любят и боготворят. Болливуд снимает фильмы на хинди. Многие южные штаты -на местных языках - на малаям или тамильском Помимо Бомбея, Кералы и Тамил Наду, киностудии существуют также в Карнатаке, Андра Прадеше и близ Калькуты.

отправить запрос